Четверг, 27.07.2017, 02:41
All-Art.do.am!
Все об искусстве
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Рассылка на E-mail


rss2email

Новое в Библиотеке
Шахматова Е.В. - Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича
Е. Ф. Ковтун - Победа над солнцем - начало супрематизма.
Н.В. Смолянская - Распыление «Черного квадрата» как феномен «возвращения» в искусстве XX века
Л. Кацис - «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе

Величайшие творцы ХХ века:

Друзья сайта
  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Величайшие художники ХХ века

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.


  • Главная » Справочники » Стили и направления в искусстве

    Сюрреализм.
    13.11.2011, 00:00

    Сюрреализм (фр. surréalisme — букв. "сверхреализм")

    Направление в литературе и искусстве, но также — и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. Сюрреализм опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков Сюрреализма близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «Сюрреализм», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека ), представителя «метафизической живописи» Дж. де Кирико. Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие из приемов, форм и способов художественного выражения, но также — скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя, которые практиковались дадаистами. Это вполне закономерно, ибо многие из дадаистов после 1922 г. влились в ряды сюрреалистов, а будущие создатели Сюрреализма участвовали в последних акциях дадаистов.

    В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Littérature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля» (см. в Библиотеке на нашем форуме), основывающаяся на систематическом применении главного метода Сюрреализма - «автоматического письма» (écriture automatique). Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «Сюрреализм» для обозначения их движения; в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения Сюрреализма как художественного направления.

    В 1925 г. проходит первая выставка художников сюрреалистов, в которой наряду с собственно сюрреалистами принимают участие и временно примыкавшие к движению или сочувствовавшие ему де Кирико, Клее, Пикассо; Макс Эрнст изобретает способ фроттажа (протирки, натирания), как один из технических приемов «автоматического письма» в живописи. В 1926 г. А. Арто и Р. Витрак основывают сюрреалистический театр.

    Де Кирико Джорджо. Неуверенность поэта
    На фоне аркады изображена ветка бананов и гипсовый слепок классического женского торса. Линия горизонта обозначена стеной, позади которой едва виден удаляющийся поезд. Этот набор объектов может показаться произвольным и бессмысленным, но каждый из них заключает в себе определенное символическое значение: так гипсовый слепок символизирует присутствие человека, бананы - экзотику, а поезд - путешествие. Контуры всех этих странных образов очень энергично очерчены. Силу и таинственность картины дополняют тени, монументальные и угрожающие, рассекающие всю плоскость холста. Де Кирико и Карло Карра основали движение под названием метафизическая живопись, известное своими таинственными, порожденными воображением, образами. Загадочные, напоминающие сны картины Де Кирико оказали глубокое влияние на сюрреалистическую живопись того времени. Однако с 1925 года художник работал в более традиционной манере, писал портреты, лошадей на берегу моря и натюрморты.

    В 1927 г. усиливается политизация Сюрреализма, изначально провозглашавшего стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу духа», и тяготевшего к коммунистическим идеалам. Арагон, Бретон, Элюар, Пере и некоторые другие вступают в компартию Франции, несогласные с ними сюрреалисты покидают группу, но она пополняется за счет прибывших в Париж Бунюэля, Дали, Джакометти и др. С этого времени в постоянно меняющейся по составу группе сюрреалистов возникают расколы, конфликты, распри в основном на почве политических пристрастий. Так, в 1934 г. Бретон исключил из группы Дали, как якобы заигрывавшего с социал-национализмом; в 1935 г. Бретона, Элюара и Кревеля исключают из компартии; в 1938 г. Элюар опять вступает в нее и покидает сюрреалистическое движение, Бретон порывает с ним. Из чувства солидарности с Элюаром Эрнст выходит из группы и т. д. и т. п. В 1935 г. Бретон публично осуждает сталинистскую модель коммунизма, чем навлекает на себя гнев французских коммунистов. В 1938 г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким, и они издают совместный манифест «За независимое революционное искусство».

    В 1929 г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский фильм «Андалузский пес», а в 1930 — «Золотой век». До них попытки применения сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер; в 1931 г. Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». В 1933 г. начал выходить журнал сюрреалистов «Минотавр». С началом Второй мировой войны центр сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в их ряды вливаются новые силы, проходят большие выставки, манифестации, издается новый журнал и другие публикации. Крупные художники-сюрреалисты работают самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов. Со смертью Бретона в 1966 г., который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, оно фактически прекращает свое существование, о чем в 1969 г. Ж. Шустер официально объявляет в прессе. Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно сюрреалистические методы творчества продолжают существовать как в чистом виде, так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия.

    Эстетика Сюрреализма была изложена в «Манифестах Сюрреализма» Бретона и в ряде других программных сочинений. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п.; «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного» (Г. Арп). Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики, и прежде всего — чудо (А. Бретон). Основа творческого метода Сюрреализма, по определению Бретона, — «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем...» (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бретона).

    Отсюда два главных принципа Сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». «Процесс познания исчерпан, — писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», — интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Отсюда грезы, сны, всевозможные видения осознаются сюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Искусство осмысливается ими поэтому как своего рода наркотическое средство, которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, когда разрушаются цепи, сковывающие дух.

    Дали Сальвадор. Сон.
    В этой фантастической интерпретации сна мы видим только голову спящего на фоне образов сновидений. Ее неустойчивое балансирование говорит: стоит одному из костылей упасть, и спящий пробудится; так изображается непрочность, хрупкость сна. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности. Будучи участником сюрреалистического движения, Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности. Он сотрудничал с режиссером Луисом Бунюэлем в работе над такими фильмами, как "Андалузский пес" и "Золотой век", которые и поныне считаются вехами в истории кино. Несмотря на то, что он часто бросал вызов общественному мнению, репутация Дали и его вклад в искусство несомненны. Долго работавший в Париже и в Нью-Йорке, в 1955 году он вернулся в свою родную Испанию и обосновался здесь вместе со своей верной подругой Гала, запечатленной на многих его таинственных и удивительных картинах.

    Автоматическое письмо - основной художественный прием сюрреализма. В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А.Бретон отождествляет эти понятия: «Сюрреализм, чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений...». Термин «автоматическое» принадлежит французскому поэту Ф.Супо, назвавшему один из своих текстов «Автоматическим сценарием» (1917).

    Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.

    Миро Хуан. Женщины и птица в лунном свете
    Фигуры, порожденные своевольной фантазией Миро, сплетаются в акробатической игре, их силуэты четко ложатся на плоскость картины. Художник частично соскоблил краску фона, обнажив текстуру холста и тем самым наделив живопись качеством сырого, полуобработанного материала. Эти магические фигуры пробуждают воспоминания о доисторической наскальной живописи и, взывая к истокам художественного творчества, словно возвращают его нам в первозданной свежести. Картина входит в серию "Женщины и птицы" и считается одной из наиболее значительных работ испанского мастера. В изображении таинственных пришельцев из галлюцинаторного, дремотного мира подсознания проступают типичные черты сюрреализма, выдающимся представителем которого был Миро. Совместно с Максом Эрнстом он оформил балет "Ромео и Джульетта", поставленный труппой Дягилева, и на протяжении своей творческой жизни создал множество литографий, офортов, керамических работ.

    Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.

    Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересный разум, нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно воспринимать необычайные эпизоды, которые в реальной жизни потрясли бы. Андре Бретон в «Манифесте» написал: « Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призму Фрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к созерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих в воображении неожиданные образы и комбинации. Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты - это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго" так же нашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их".

    Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями". Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.

    Магритт Рене. Вероломство образов
    Магритт здесь как бы вступает в спор с реальностью, нелепо называя предмет, не нуждающийся в названии, и одновременно отрицая очевидное. Надпись "Это не трубка" показывает, что образ предмета не следует путать с самим предметом, осязаемым и реальным. Одно из самых знаменитых в творчестве Магритта, это произведение затрагивает вопрос о связи понятия и образа. Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Тем самым картина представляет собой вызов добропорядочному обществу и общепринятому восприятию. Вдохновленная Джорджо Де Кирико, сюрреалистическая живопись Магритта часто использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы; паровоз, выезжающий из очага, или облака, превратившиеся во французские булки. Родившийся в Бельгии, Магритт начал свою деятельность как коммерческий художник, что отразилось на остроте и ясности его образов.

    Европа уже давно была погружена в споры о сущности, пределах и необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации.

    Фрейдизм впечатляюще доказывал, что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то второстепенным. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской истории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

    Поль Дельво. Спящая Венера
    Венера, спящая в окружении скелета и манекена, изображена в залитом лунным светом городе. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть. Это сочетание юной женской красоты и смерти, желания и ужаса придает картине столь беспокойный характер. Многие сюрреалисты, такие как Дельво, часто изображали странные и одновременно прекрасные образы, вдохновленные сновидениями и подсознанием. Дельво пришел к сюрреализму уже после своих импрессионистских и экспрессионистских опытов и стал особенно популярен в модных художественных кругах после Второй мировой иойны, когда сюрреализм был в зените славы. В 1939 году Дельво посетил Италию, архитектура Древнего Рима произвела на него глубокое впечатление. Он известен своими призрачными образами прекрасных, часто обнаженных девушек, как правило расположенных на фоне скрупулезно выписанных зданий.

    Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

    Сердцевину Сюрреализма составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте Сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков и практиков Сюрреализма, которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового Смысла», и именно Сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием, и с оккультизмом, и с мистикой.

    Эффект эстетического воздействия произведений Сюрреализм строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных (эстетических) оппозиций. Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям Сюрреализма.

    Творения Сюрреалистов погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в которых бывало или бывает наше «Я», когда разум (или скорее рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своей духовной родины.

    Возникший в среде литераторов Сюрреализм обрел наиболее эффектное и полное выражение в живописи и завоевал тем самым мировое признание. Его главными представителями были X. Миро, И. Танги, Г. Арп, С. Дали, М. Эрнст, А. Массой, Р. Магритт, П. Дельво, Ф. Пикабиа, С. Матта.

    Исследователи различают два главных течения в живописи Сюрреализм : так называемый органический (или биоморфный) Сюрреализм и натуралистический Сюрреализм (или сверх-реализм). Первый считается наиболее «чистой» формой Сюрреализма, ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности. Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях С. Дали ) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения.

    Франсис Пикабиа. Парад любви.
    В этом механизме нет ничего эротического, но название картины дразнит наше воображение. В контексте творчества Пикабиа эта машина секса - фантастическое приспособление, столь же абсурдное, сколь и сложносочиненное, - представляет собой пародийный образ всякой человеческой деятельности вообще, метафору ее громоздкой бессмысленности. Одна из возможных интерпретаций этого произведения - механизм, подражающий шуму монотонно-ритмичного любовного акта. Пикабиа был одним из лидеров нонконформистского художественного течения дада, программой которого было создание антиискусства, строившегося на иррациональном юморе, игровой двусмысленности образов. Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920). Позже Пикабиа примкнул к сюрреализму и в 1920-1930-е годы создал в его стилистике примечательную серию коллажей.

    Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью – они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации ,вообще. Никакой социальной революции не нужно - нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга.

    Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, - "дремлющие в нас чудовища”, также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и "темными силами”, провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства.

    Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования. Нагнетение в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее "звериной сущностью”человека, многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением "случайности” эстетической основой художественного творчества. Они пошли дальше и выступили против самого принципа закономерности, против логики и разума, составляющих прочную основу реалистического искусства. Лучший способ изгнании логики из художественных произведений сюрреалисты видят в исключении из творческого процесса разума.

    Матта Роберто Себастьян Эчауррен. Без названия
    Фантастический пейзаж наполнен странными, аморфными образованиями. Видения, порожденные смутной игрой воображения, разбегаются, как пульсирующие электротоки, по поверхности холста, устремляются в глубину. Словно сопротивляясь притяжению полюсов, они располагаются по направляющим композиционным и ритмическим линиям. Ненатуральная синева создает ауру таинственности и потусторонности, которая охватывает устремленные в бесконечность формы, являющие причудливый симбиоз органических и механических элементов. Матта получил образование архитектора, но в 1937 году обратился к живописи. Военные годы он провел в Нью-Йорке, где поддерживал контакты со многими участниками сюрреалистического движения. Его живописная манера - автоматизм свободного, неконтролируемого движения кисти - типична для сюрреализма; этими приемами увлекались Джексон Поллок, Аршил Горки и другие художники.

    Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым "интуитивным прозреванием” впавшего в состояние транса художника.

    Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. XX в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины XX в. Художественные находки Сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства — в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых современных арт-практиках и проектах.

    Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

    По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром.
    Андре Бретон написал :
    «Свифт - сюрреалист в язвительности.
    Сад - сюрреалист в садизме.
    Шатобриан - сюрреалист в экзотике.
    Констан - сюрреалист в политике.
    Гюго - сюрреалист, когда не дурак.
    Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви.
    Бертран - сюрреалист в изображении прошлого.
    Рабб - сюрреалист в смерти.
    Бодлер - сюрреалист в морали.
    Рембо - сюрреалист в жизненной практике и во многом ином.
    Меллариме - сюрреалист по секрету.
    Жарри - сюрреалист в абсенте.
    Нуво - сюрреалист в поцелуе.
    Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе.
    Фарг - сюрреалист в создании атмосферы.
    Ваше - сюрреалист во мне самом.
    Реверди - сюрреалист у себя дома.
    Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии. И т.д.»

    Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: " Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я.", и с полным на то основанием.

    Браунер Виктор. Чары

    Простая комната решена в приглушенно-коричневых и охристых тонах. Посредине - зооморфный стол - мебель с волчьей головой, хвостом и гениталиями. За этим столом в бесстрастной позе, словно ожидая, когда ей подадут мясо, сидит обнаженная дама. Ее лицо лишено черт, а волосы извиваются в прическе наподобие лебединой шеи, заканчивающейся птичьей головой с хищным клювом. Изображенные лицом к лицу птица и волк злобно уставились друг на друга. Странные гибриды женщин, зверей и предметов стали персонажами целой серии картин Браунера. Эти абсурдные, подобные галлюцинациям фантазии восходят к искусству сюрреализма, которое освободило художественный образ от каких бы то ни было доводов рассудка и соображений логики. Сюрреалистические видения - дразнящие, соблазнительные - открывали тайники человеческого подсознания, обнажая его порочную природу. Браунер родился в Румынии, работал преимущественно во Франции. В 1931 году он написал Автопортрет с вырванным глазом, который оказался пророческим: в 1938 году художник лишился левого глаза во время драки в баре.

    По материалам:

    Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).

    Соч.:

    • Breton A. Qu' est-ce que le Surréalisme? Brüssel, 1934;
    • Breton A. Les Manifestes du Surréalisme. P., 1962;
    • Breton A. Surrealism and Painting. N.Y., 1972;
    • Дали С. Дневник одного гения. М., 1991 ;
    • Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А., Гальцова Е. Д. М., 1994;
    • Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. М., 1996.

    Лит.:

    • Alquie F. Philosophie du Surréalisme. P., 1955;
    • Henning E.B. The Spirit of Surrealism: 1919-1939.
    • Cleveland Museum of Art, 1979;
    • Jean M. The History of Surrealist Painting, N. Y. 1960;
    • Nadeu M. Histoire du Surréalisme. P., 1964;
    • Rubin W. S. Dada and Surrealist Art. N.Y., 1968;
    • Gershman H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969;
    • Waldberg P. Der Surrealismus. Köln, 1981;
    • Pollizzotti M. Revolution of the Mind: The Life of André Breton.N.Y., 1995;
    • Caws M. A. The Surrealist Painters and Poets. Cambridge, Mass., 1997.
    Добавил: Tatyana_Art | | Теги: направление, искусство, Стиль, сюрреализм
    Просмотров: 15915 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Христианское искусство

    Справочники
    Авангардизм.
    Абстракционизм.
    Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии.
    Футуризм. Часть 2 - Футуризм в России.
    Супрематизм.
    Искусство Древнего Египта. Древнее царство.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    Искусство Древнего Египта. Период правления фараона Эхнатона или эпоха Амарны.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художники прошлого

    Реклама
  • Во время посещения Германии вы можете обследовать свое здоровье и полечиться у русскоговорящих врачей. Вся информация на сайте www.doctor-germany.de



  •  
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz