Вторник, 19.03.2024, 07:51
All-Art.do.am!
Все об искусстве
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Рассылка на E-mail


rss2email

Новое в Библиотеке
Шахматова Е.В. - Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича
Е. Ф. Ковтун - Победа над солнцем - начало супрематизма.
Н.В. Смолянская - Распыление «Черного квадрата» как феномен «возвращения» в искусстве XX века
Л. Кацис - «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе

Величайшие творцы ХХ века:

Друзья сайта
  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Величайшие художники ХХ века

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.


  • Главная » Справочники » Стили и направления в искусстве

    Авангардизм.
    12.11.2011, 22:28

    Авангардизм (от франц. avantgarde - передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчеркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой.

    В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма.

    Х. Грис. «Натюрморт с бутылкой бордо». 1919 г. Частное собрание. Берлин


    Грис Хуан. Рюмки, газета и бутылка вина

       Чтобы создать здесь необычную интерпретацию жанра натюрморта художник использовал нарезанные полоски газет. Предметы - рюмки, газета и бутылка вина - были взяты целиком, а затем разбиты на фрагменты, вновь склеены воедино и изображены в границах параллельных друг другу вертикальных плоскостей в кубистической манере. Грис создает впечатление перспективы и различных ступеней пространства, располагая эти плоскости одну за другой. Значение картины - в новаторском методе изображения различных граней предмета одновременно, без традиционной светотеневой моделировки. Художник создаст таким образом новый вид реальности. Хотя Грис никогда не стремился работать в кубистической манере, картина является образцом стиля кубизма. Испанец по национальности, Грис провел большую часть жизни в Париже, а его творчество оставалось близким кубизму по трактовке формы.

        Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила, идеалы. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и все художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки! Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Крученых, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощечина общественному вкусу», 1912). Художники сознательно дразнили публику. Шокирующим было все: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов; названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет»); способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Однако за дерзкими выходками скрывалась серьезная работа над созданием принципиально новой художественной системы. Каждая из группировок - в полемике со всеми остальными - отстаивала свой творческий метод, свое видение дальнейшего развития искусства.

        Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне — от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм — с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике — обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.Однако оба начала постоянно сочетаются в сфере художественного эксперимента, захватившего также литературу (приемы «автоматического письма», «потока сознания», зауми), музыку (атональная музыка, додекафония), театр, дизайн и другие виды творчества.

    У. Боччони. «Восставший город». 1910 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк


    Боччони Умберто. Голова + Свет + Окружение

        Формы - фрагментарные, изорванные - мечется, увлекаемые каким-то вихрем. Из красных, синих граней проступает человеческая голова: это мир, увиденный во вращающемся калейдоскопе. Картина воплощает идею движения сквозь пространство и время - идею, которой Боччони был всецело увлечен. Он был одним из основателей итальянского футуристического искусства и в 1910 году поставил свою подпись под Манифестом Футуризма. Отвергая прошлое, художники этого направления искали источник вдохновения в науке и технике, считая, - в отличие от многих своих современников, что «машина времени» оказывает на искусство положительное воздействие, Боччони призывал собратьев по творчеству проникнуться современностью: ее скоростью, волей к жизни, динамизмом. В этой картине художник пытался воспроизвести всю целостность единовременных впечатлений от реальности. Боччони посвятил себя в равной степени живописи и скульптуре. В 1915 году он добровольно ушел на войну и по иронии судьбы стал жертвой падения с несущейся лошади.

        В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством» в СССР и других странах «социалистического лагеря»).В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко), устанавливает контакт с массовой культурой. Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса).Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую «революционную» энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы.

        В 1960-70-х гг. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Никогда прежде европейская культура не знала такого многообразия течений, направлений, художественных систем, индивидуальных стилей. Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всем многообразии индивидуальных стилей, совместными усилиями они разработали новую художественную систему, в основе которой не подражание природе, а творческое самовыражение художника. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности.

    Пикассо Пабло. Плачущая женщина

        В резких цветовых сочетаниях, в жестких изломах линий запечатлелась мучительная боль, исказившая лицо охваченной страданием женщины. Взгляд зрителя фокусируется на блеклой синеве вокруг рта и зубов; формы глаз и лба расколоты - буквально сломлены горем. Этот образ перекликается с персонажами монументального панно Герника, написанного в том же году и изображающего гибель женщин и детей во время гражданской войны в Испании. Данная картина является одной из наиболее выразительных в серии Плачущих женщин. Раздробленные, сдвинутые объемы лица - прием, восходящий к кубизму, направлению, основанному Пикассо и Браком. На протяжении своей долгой, сопровождавшейся шумным успехом творческой деятельности Пикассо создал огромный корпус работ. Будучи испанцем по происхождению, он приехал в Париж в 1901 году и оставался во Франции до конца жизни. Пикассо признан величайшим художником XX века.

    Матисс Анри. Красная комната (Десерт. Гармония в красном)

       Шквал основных цветов обрушивается на зрителя в этой ослепительно великолепной картине, которая изображает интерьер комнаты с женщиной, накрывающей на стол. Живописная поверхность холста приведена к единой гармонии вибрацией чистого цвета, мастерски вписанного в композиционную структуру и заполняющего собой все пространство комнаты. Скатерть сливается со стеной, предметы кажутся совершенно плоскими, художник упрощает и искривляет их форму. Это усиливает впечатление лирического наплыва орнаментальных форм и переливающихся радугой красок. Цвет для Матисса - не столько средство изображения, сколько средство выражения, он сознательно пренебрегает традиционными правилами рисунка и перспективы. Он и его последователи получили прозвище фовистов, или диких, благодаря первозданной дикости их стиля. Фовистская манера Матисса охватывает 1905-1908 годы, стиль художника продолжал развиваться на протяжении всей его долгой творческой жизни. Цвет всегда играл в работах Матисса, какими бы они ни были, главную роль. Это очевидно и в великолепных коллажах, которые он делал в поздний период.

    Василий Кандинский. Казаки

       В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной композиции очертания холмов и фигуры казаков с саблями включаются в движение отвлеченных форм, линий и цветовых пятен. Есть особая красота в простоте ее построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка. Кандинский считал, что подлинный художник стремится к выражению исключительно внутреннего, сущностного видения. Получив первоначально юридическое образование, Кандинский вскоре осознал, что его настоящее призвание - искусство, и стал одним из выдающихся первооткрывателей "чистой" абстрактной живописи. После длительного пребывания в Мюнхене он вернулся в Россию, где в 1914-1922 годах занимался педагогической деятельностью, основал Российскую академию художественных наук. Влияние русской культуры сказалось в его обращениях к иконописи, к мотивам народного творчества. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем "необычайную красоту, излучающую внутренний свет", еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе.

    Малевич Казимир. Супрематизм

       Геометрические элементы, написанные основными цветами, как будто плавают, подвешенные на холсте. Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. Супрематическая работа изгоняет всякий след предмета, опираясь исключительно на взаимодействие формы и цвета. Малевич был основателем супрематизма - системы, которая стремилась достичь абсолютной чистоты этих двух начал. Для Малевича супрематизм означал воплощение чистого художественного чувства, того, что он называл "чувством беспредметного". В 1918 году он довел развитие нефигуративного искусства до логического вывода в серии композиций "Белое на белом", состоящих из белых геометрических форм на белом фоне - своего рода абстракция абстракций. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи.

    Шагал Марк. Над городом

        Над городом, состоящим из простых деревянных домов и сараев, летят по небу две фантастические фигуры. Мужчина рукой нежно обнимает женщину за грудь. Кажется, это любовники, которые, может быть, совершают тайный побег. Странный и наивно упорядоченный город, изображенный посредством цветовых пятен, с его чудными деревянными заборами и теплыми красками, обнаруживает интерес Шагала к сказкам и фантастическому. Шагал родился в России, и многие его образы крепко укоренены в мире еврейского фольклора ранней поры его жизни. Его стиль сложен и вместе с тем по-детски прост, в его красочных композициях смешиваются реальность и сон. Шагал был вынужден покинуть Россию, поскольку государству требовалось искусство определенного типа; после отъезда он делил свое время между США и Францией. Он был очень плодовитым художником и занимался живописью, мозаиками, театральными декорациями и гобеленами. Его произведения можно встретить во многих общественных зданиях, в том числе в парижской Гранд-Опера и в здании Штабквартиры ООН в Нью-Йорке.

    Дали Сальвадор. Сон

       В этой фантастической интерпретации сна мы видим только голову спящего на фоне образов сновидений. Ее неустойчивое балансирование говорит: стоит одному из костылей упасть, и спящий пробудится; так изображается непрочность, хрупкость сна. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности. Будучи участником сюрреалистического движения, Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности. Он сотрудничал с режиссером Луисом Бунюэлем в работе над такими фильмами, как "Андалузский пес" и "Золотой век", которые и поныне считаются вехами в истории кино. Несмотря на то, что он часто бросал вызов общественному мнению, репутация Дали и его вклад в искусство несомненны. Долго работавший в Париже и в Нью-Йорке, в 1955 году он вернулся в свою родную Испанию и обосновался здесь вместе со своей верной подругой Гала, запечатленной на многих его таинственных и удивительных картинах.

        Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

    Добавил: Tatyana_Art |
    Просмотров: 32761 | Рейтинг: 4.6/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Христианское искусство

    Справочники
    Авангардизм.
    Абстракционизм.
    Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии.
    Футуризм. Часть 2 - Футуризм в России.
    Супрематизм.
    Искусство Древнего Египта. Древнее царство.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    Искусство Древнего Египта. Период правления фараона Эхнатона или эпоха Амарны.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художники прошлого

    Реклама
  • Во время посещения Германии вы можете обследовать свое здоровье и полечиться у русскоговорящих врачей. Вся информация на сайте www.doctor-germany.de



  •  
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz