Вторник, 19.03.2024, 13:17
All-Art.do.am!
Все об искусстве
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Рассылка на E-mail


rss2email

Новое в Библиотеке
Шахматова Е.В. - Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича
Е. Ф. Ковтун - Победа над солнцем - начало супрематизма.
Н.В. Смолянская - Распыление «Черного квадрата» как феномен «возвращения» в искусстве XX века
Л. Кацис - «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе

Величайшие творцы ХХ века:

Друзья сайта
  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Величайшие художники ХХ века

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.


  • Главная » Справочники » Стили и направления в искусстве

    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    12.11.2011, 23:29

    Ок. 1700 г. до н. э. Египет пережил вторжение азиатских племен - гиксосов (егип. чужеземные правители). Время их 150-летнего владычества было периодом упадка. Изгнание гиксосов из страны в нач. 16 в. до н. э. ознаменовало начало эпохи Нового царства, во время которой Египет достиг небывалого могущества. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменилисьутончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности

    В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал.

    Мааткара Хатшепсут Хенеметамон (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1503—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Лучшая по благородству»), которое не было изменено при восшествии на престол.

    Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке.

    Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё одет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

    Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла сотни памятников по всему Египту. Она является первой известной женщиной в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин — Мернейт (Мерьетнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории, когда усложнялось престолонаследование, правили недолго и не имели реальной власти.

    Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.

    Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона.

    Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

    Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, — всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя.

    Заупокойный храм Хатшепсут

    Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

    Заупокойный скальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (нач. 15 в. до н. э., архитектор Сенмут), посвященный богине Хатхор, возведен у подножия отвесных скал. Он представляет собой три соединенные пандусами террасы, внутри которых находятся высеченные в толще скалы залы. Строгие, геометрически правильные линии карнизов и колонн с капителями в виде головы Хатхор оттенены извилистыми линиями скальных отрогов.

    Храм царицы Хатшепсут был построен рядом с храмом Ментухотепа II четырьмя столетиями позднее. Известно имя его создателя: им был Сененмут — главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается гораздо большим богатством и разнообразием.

    В состав ансамбля входили следующие элементы:

    Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.

    Аллея длиной более 1 км, ведущая к первому двору. Ее украшали сфинксы с головой Хатшепсут.

    Первый двор, в центре которого начинался пандус, который вел во второй двор, расположенный на более высоком уровне. На боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов. На южной стене двора перед храмом находились пилястры с повторяющимися изображениями сокола в двойной короне. Ниже были высечены титулы и имена Хатшепсут.

    Нижняя колоннада в западной стене двора с двумя рядами колонн, по 22 в каждом ряду. Колонны первого ряда с фасада были украшены так же, как пилястры южной стены. С обратной стороны колонны имели восемь граней, подобно колоннам второго ряда. На рельефах в южной части стены за колоннадой были изображены: нубийский бог Дедун, ведущий пленников, перевозка обелисков и поднесение их богу Амону, парад воинов и отдельные культовые сцены, а в северной части — Хатшепсут в образе сфинкса, попирающая врагов и приносящая жертвы Амону. С юга и с севера колоннаду обрамляли колоссальные (ок. 8 м) статуи Хатшепсут в облике Осириса. Колоннада была разделена пандусом на две равные части.

    Второй двор по структуре соответствовал первому, с той разницей, что на его северной стене была начата постройка колоннады, которая так и не была завершена. В центре двора также начинался пандус, более узкий, чем предыдущий. Он вел в третий двор. Перед пандусом стояли парные сфинксы.

    Средняя колоннада находится в западной стене двора и имеет то же количество колонн, что и нижняя. Однако здесь все колонны были четырехгранными. Южная часть стены за колоннадой украшена рельефами, изображающими коронацию Хатшепсут и ее чудесное рождение от брака Амона с ее матерью, царицей Яхмес, в северной части изображена экспедиция, посланная царицей в Пунт.

    По обеим сторонам средней колоннады находятся часовни Анубиса и Хатхор. Правая часовня, высеченная в скале, состоит из зала с 12 каннелированными колоннами и святилища Анубиса со сводчатым потолком.

    Молельня Хатхор была обширнее. В ее первом зале стояли 32 колонны с хаторическими капителями, на которых впервые появилась кубическая абака. Далее находилось небольшое помещение с двумя колоннами, откуда боковые проходы вели вели в ниши, а средний — в святилище, состоявшее из двух помещений.

    Пандус выводил на террасу с верхней колоннадой.

    Верхняя колоннада состояла из четырехгранных колонн, перед которыми возвышались осирические статуи Хатшепсут высотой 5,5 м. Они были видны с берега Нила, находящегося на расстоянии 4,5 км.

    Третий, меньший двор, по структуре был более сложным. Центральная часть террасы за верхней колоннадой была обнесена двумя (с севера, юга и востока) и тремя (с запада) рядами колонн, образующими небольшой внутренний двор, вход в который закрывался массивной гранитной дверью. С юга и севера к колоннаде примыкало несколько молелен. Одна из южных молелен была посвящена культу Тутмоса I, отца Хатшепсут, на стенах другой были изображены процессии жрецов и прислужников со всевозможными дарами. Самая большая северная молельня предназначалась, видимо, для солярного культа. Выше был открытый дворик с огромным жертвенником, к которому вела лестница.

    В западной стене за тремя рядами колонн было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,3 м, на стенах малых находились рельефы, изображавшие Хатшепсут перед жертвенным столом. Посреди стены был проход в святилище, где стояла священная барка, а оттуда можно было попасть в небольшие комнаты со статуями.

    Отличительной чертой храма Хатшепсут было широкое применение скульптуры. В пределах всего комплекса стояло более 200 статуй: в самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу, кроме того, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.

    Тутмос III уничтожил здесь некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем.

    Эвергет II восстановил здесь поврежденный гипостильный зал на верхней террасе. Кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.

    Позднее в храме Хатшепсут расположился христианский монастырь, руины которого были разобраны Навиллем: он вместе с Мариеттом провел здесь первые раскопки.

    (Wysocki Z. The Results of Research in the Hatshepsut Temple at Deir el Bahari // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 40, 1984. S. 329–349; 41, 1985. S. 293–307; 42, 1986. S. 213–228; 48, 1992. S. 233–254. Wysocki Z. The Temple of Queen Hatshepsut at Deir el Bahari. Its Original Form // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 42, 1986. S. 213–228. Karkowski J. Deir el-Bahari, Temple of Hatshepsut: Egyptological studies 1977–1980 // Etudes et Travaux, 14, 1990. P. 349–392)

    Для архитектуры этого периода характерны грандиозный размах, роскошь убранства и имперское великолепие. В 16 в. до н. э. был выработан ставший впоследствии классическим тип наземного храма (Карнак и Луксор в Фивах).

    Общий вид Карнак.

    Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства.

    Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

    Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

    Все периоды египетской истории XVI—XI вв. до н. э. оставили здесь следы; каждый фараон — не исключая даже гиксосской династии, особенно украшавшей свою северную резиденцию в Аварисе, — старался увековечить здесь свое имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Узертезене I и достроенное Тутмосом III, который открыл его на обе стороны и прибавил еще другое, на востоке, с большим гипостильным залом, на стенах которого начертал знаменитую царскую таблицу с анналами, перенесенными отчасти в Париж.

    Луксорский храм

    Луксорский храм — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

    Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

    Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

    Древнейшая часть — святая святых, с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами; здесь же начертан так называемый «эпос Пентаура».

    У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

    Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано. Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных зарослях. Крылатый солнечный диск обычно и изображался над дверью пилона.

       Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в скалах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами.

    Рамсес II Мериамон (Усермаатра Сетепенра), или Рамсес II Великий, или Озимандий. Третий царь XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи. При Рамсесе Египет достиг своих максимальных границ.

    Статуя Рамсеса II. Туринский музей.

    Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии — в Абу-Симбеле, Вади эс-Себуа, западной Амаре, Бет эль-Вали, Дерре, Герф Хуссейне, Анибе, Каве, Бухене и Гебель Баркале.

    В последние годы правления Рамсес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте», объявив себя, таким образом, воплощением солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое — военачальник Аменхерхепешеф и Хаэмуас, верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя — Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к этому времени — мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников Рамсеса II, краткие правления которых завершили XIX династию.

       Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

       Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой» и, как можно предположить, была укреплена фортификационными сооружениями, и поэтому местность в надписях названа «крепостью Рамессополисом». Современное название Абу-Симбел произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от араб. sinbel — колос), а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами. В Европе храм сделался известен в 1810-е гг. по описаниям Буркхардта.

    Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нофретари.

    В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. У входа в храм, по бокам, высечены в скале четыре колоссальных изображения сидящего царя, высотой приблизительно в 20 м.

    В храме есть 365 окон. Каждый день на восходе солнца, свет попадает в разные окна. 22 февраля - в день рождения Рамзеса, свет падает на грудь статуи, 20 октября - день восхождения на трон, свет падает на корону.

    Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному - царицы. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе I (664—610 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

    Храм Рамзеса

    Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около 30 м, перед которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона.

    Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м, стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя самого Рамсеса.

    Именно в этом месте происходит так называемое "солнечное чудо”. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

      В результате строительства асуанской плотины памятнику угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место. Кампания по спасению исторического наследия была начата в 1959 году. Сам процесс переноса происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30-ти тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников в Абу-Симбел считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

       Мягко моделированные статуи, рельефы и росписипридают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии сталиизящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленныйрельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. дон. э.).

    Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

       Скульптуру и живопись отличает утонченность, внимание к деталям. Силуэты в рельефах и статуях становятся более изысканными, плавными. Появляются попытки передать стремительные движения - мчащиеся колесницы, бегущих зверей (рельеф с изображением военных походов фараона Сети I, 13 в. до н. э.), сильные чувства (рельеф с изображением плакальщиков, кон. 14 - нач. 13 в. до н. э.); фигуры иногда заслоняют друг друга.

    Фараон Сети I на колеснице. Рельеф в храме в Карнаке. XIV в. до н. э.

    Выполненные фиванскими мастерами рельефы, украшавшие постройки Сети I в Абидосе и Карнаке, отличаются красотой гибких плавных линий, тончайшей отделкой деталей. Посвящённые традиционным сюжетам, они имели уже не отвлечённый, символический характер, а запечатлевали конкретные события, На одном из рельефов храма в Карнаке Сети I готов подняться на боевую колесницу, но внезапно остановился и, повернув голову, смотрит назад. Рельеф в храме Абидоса изображает охоту Сети I с одним из его сыновей на диких быков; фараон энергичным и вместе с тем изящным жестом собирается накинуть на быка аркан, царевич просто удерживает животное за хвост. Но в большинстве рельефов времён Сети I преобладали традиционные религиозные сцены, исполненные с большим мастерством.

    Рельеф с изображением плакальщиков. XIV век до н. э. Известняк. 29 X 48,5 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

       На рельефе изображены шестнадцать мужчин, оплакивающих покойного. Одни из них распростерлись на земле; другие, стоя на коленях, заламывают руки кверху; третьи движутся скорбной процессией, закрыв лицо руками. Один из плакальщиков, согнувшись, касается земли, другой - в молитве простирает руки к небу, третий - смахивает слезы. В этом рельефе художник изобразил всю гамму чувств охваченных горем людей - от тихого стона до безудержного рыдания. Чисто изобразительными средствами - разнообразием жестикуляции тонких удлиненных рук, напряженной контурной линией, неожиданными поворотами фигур - древний мастер сумел передать эмоциональное состояние представленных здесь людей настолько впечатляюще, что кажется, будто слышны вопли плакальщиков. И хотя незнакомый с законами перспективы художник изображает одинакового размера и близко стоящие и отдаленные фигуры, благодаря многоплановости построения создается иллюзия глубины. Композиция рельефа состоит из нескольких групп: крайняя справа, упавшая ниц фигура объединена в одну группу с согнувшимися, стоящими на коленях двумя другими; трое персонажей второго плана, заламывающих руки, образуют следующую группу; замыкает сцену группа из трех возвышающихся друг над другом фигур плакальщиков, объединенных общим ритмом. Этот ритм создается движением длинных тонких рук

       В настенных росписях появляются изображения потустороннего мира и богов, любимыми сюжетами становятся сцены пиров и охот (гробницы вельмож Нахта, 15 в. до н. э., и Сеннеджема, 13 в. до н. э.; обе - в Фивах).

    Гробница Нахта. Охота в зарослях папируса

    Сцена пира. Роспись гробницы в Фивах. Конец 15 в. до н.э.

    В рельефах и росписях гробниц Нового царства щедроизображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания икосметические процедуры знатных женщин. Появляются непривычные для старыхканонов позы и ракурсы: в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняютодна другую.

    «Танцовщицы на пиру». Фреска гробницы вельможи Небамуна в Фивах. 15 в. до н. э. Фрагмент

    Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы в Фивах. Конец 15 в. до н.э.

    В рельефах и росписях гробниц Нового царства щедроизображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания икосметические процедуры знатных женщин. Появляются непривычные для старыхканонов позы и ракурсы: в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняютодна другую. Сквозь прозрачные одежды женщин просвечивает тело. Обнаженные служанки, вопреки канону, изображаются полностью в фас или профиль, со спины; позы отличает естественная непринужденность.  

    Папирусные свитки с текстами («Книга мертвых» и др.) стали оформлять цветными рисунками.

    «Книга мертвых» Хунефера. «Суд Осириса». Папирус. Ок. 1310 г. до н. э. Британский музей. Лондон

    «Книга мертвых», условное название древнеегипетских заупокойных текстов эпохи Нового царства, введенное в научный обиход в 19 в. немецким исследователем Карлом Лепсиусом (1810-84). Разделение «Книги» на главы и параграфы принадлежит ученым-египтологам. Заклинания писались на богато иллюстрированных папирусных свитках, а в позднюю эпоху также на бинтах, которыми обертывали мумии.

    «Книга мертвых» являет новый этап развития заупокойной литературы наряду с «Текстами пирамид» и «Текстами саркофагов», созданными в предшествующие эпохи Древнего (кон. 29-22 в. до н. э.) и Среднего (2020 г. до н. э. - нач. 17 в. до н. э.) царства. «Книга мертвых» призвана обеспечить умершему благополучие в загробном мире и возможность появления днем на земле (отсюда ее древнеегипетское название - «Книга выхода днем»).

    «Книга мертвых» Хунефера. «Обряд отверзания уст и глаз». Папирус. Ок. 1310 г. до н. э. Британский музей. Лондон

    Представление о загробном суде и воздаянии за грехи сформировалось только в эпоху Нового царства (сер. 16 - нач. 11 в. до н. э.). Бог Осирис мыслился теперь не просто как бог мертвых, но как загробный судья. Теперь, в отличие от эпохи Древнего царства, бессмертие стало возможным не только для фараона, но и для последнего бедняка. После смерти, согласно представлениям египтян, человека ожидало путешествие по огромному и опасному потустороннему миру, населенному богами и демонами. В общении с ними умершему должны были помочь магические заклинания «Книги мертвых».
       Одно из самых знаменитых изображений «Книги» - сцена загробного суда в 125-й главе. В ней показано взвешивание сердца умершего на весах бога мудрости Тота (т. н. «испытание души»). На другой чаше весов помещалось перо богини справедливости Маат. Умерший произносил перед Осирисом т. н. «исповедь отрицания» - перечень злодеяний, которых он не совершал. При этом он должен был назвать имена всех 42 богов, к которым обращался. Зная их имена, записанные в свитках, покойный получал «власть» над этими богами. В случае, если сердце, отягощенное злом, перевешивало перо Маат, его пожирало чудище Амамат. Умерший уничтожался полностью и лишался надежды на существование в ином мире. Если весы оставались в равновесии, праведность человека считалась доказанной и он обретал место в царстве Осириса. На папирусных рисунках умерший всегда изображается в белом, это цвет преображения: после оправдания на суде умерший становился «аху» - просветленным, светоносным. Жизнь в царстве Осириса включала в себя земледельческие работы на т. н. «полях Иару (тростника)». Чтобы избавиться от этой повинности, в гробницу помещали «заменителей» умершего, «помощников» - небольшие статуэтки слуг с мотыгами и корзинками, которые откликались на призыв Осириса работать вместо своего хозяина (отсюда название этих статуэток - «ушебти», т. е. «ответчики»).

       Особого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Золотая маска, трон, сосуды, ларцы и др. предметы утвари из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.) выполнены с тонким вкусом и изяществом.

    Золотой гробик для хранения внутренностей царя

    Вместо каменных сосудов, так называемых каноп, в гробнице Тутанхамона внутренности покойного фараона, вынутые при бальзамировании, хранились в четырех одинаковых золотых гробиках, по форме и декору близких ковторому саркофагу царя, богато украшенному вставками из разноцветных смальт, имитирующих яшму, лазурит и бирюзу. Различались гробики только по надписям,содержащим обращение богини-покровительницы к хранителям останков. На гробике, приведено обращение богини Нефтиды к божеству Хапи, которое обычно изображалосьс головой павиана. Гробик изображает царя в цветном головном платке, украшенном голубыми полосами, на лбу царские символы (голова коршуна и змея), в руках скипетр и плеть - атрибуты царской власти. На внутренней стороне крышки изображена богиня Нефтида, распростертыми руками-крыльями защищающая царя истоящая на знаке "золото". На внутренней стороне нижней части гробика 27 строк магического иероглифического текста. Золотая маска Тутанхамона Одним из самых выдающихся памятников египетского искусстваXVIII династии по праву можно считать золотую массивную маску мумии Тутанхамона. Она изображает молодого царя в полосатом головном уборе, увенчанном изображением головы коршуна и змеи. На грудь спускается богатое ожерелье с головами соколов на плечах. Углубления, выполненные в золоте при создании маски, заполнены цветной смальтой - темно-синей, бирюзовой и красной, под яшму. Особенно выразительны глаза с черным зрачком, обведенные темно-синим контуром. У головы правого сокола, венчающего ожерелье, помещена надпись,  в вертикальных строках, содержащая текст 151-й главы "Книги мертвых", переходящая на спину маски. Гробница Тутанхамона: ларец для благовоний. Рельеф с крышки ларца, найденного в гробнице Тутанхамона. Середина 14 в. до н.э. Рельеф на крышке ларца изображает сцену в саду: Анхесамон, жена фараона Тутанхамона, с улыбкой протягивает супругу букет цветов. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.

    Добавил: Tatyana_Art | | Теги: направление, Эпоха, искусство, нового, Стиль, Египта, Древнего, царства
    Просмотров: 20332 | Рейтинг: 2.5/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Христианское искусство

    Справочники
    Авангардизм.
    Абстракционизм.
    Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии.
    Футуризм. Часть 2 - Футуризм в России.
    Супрематизм.
    Искусство Древнего Египта. Древнее царство.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    Искусство Древнего Египта. Период правления фараона Эхнатона или эпоха Амарны.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художники прошлого

    Реклама
  • Во время посещения Германии вы можете обследовать свое здоровье и полечиться у русскоговорящих врачей. Вся информация на сайте www.doctor-germany.de



  •  
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz