Вторник, 19.03.2024, 15:13
All-Art.do.am!
Все об искусстве
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Рассылка на E-mail


rss2email

Новое в Библиотеке
Шахматова Е.В. - Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича
Е. Ф. Ковтун - Победа над солнцем - начало супрематизма.
Н.В. Смолянская - Распыление «Черного квадрата» как феномен «возвращения» в искусстве XX века
Л. Кацис - «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе

Величайшие творцы ХХ века:

Друзья сайта
  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Величайшие художники ХХ века

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.


  • Главная » Справочники » Стили и направления в искусстве

    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    12.11.2011, 23:23

    В эпоху Среднего царства центром страны стал г. Фивы. Возросла самостоятельность номов (областей), что вызвало расцвет местных художественных школ. Пирамиды утратили грандиозность. Правители областей - номархи - теперь строили гробницы не у подножия царских пирамид, а в своих владениях. Появилась новая форма царского захоронения - скальная (высеченная в толще скалы) усыпальница, вход в которую обычно оформлялся портиком с двумя или четырьмя колоннами. В храмах стали помещать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри).

        Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 до н. э.) — фараон Египта из XI династии, основатель Среднего царства. В старой литературе также именуется Ментухотепом I. Был сыном Иниотефа III и второстепенной царицы Ях. Считается, что он правил как минимум 39 лет.
        В 2050 или 2040 до н. э. Ментухотеп одержал решающую победу над своим соперником из Гераклеополя Мерикара. О самой битве мало что известно, но многие египтологи считают наследием этого боя 60 немумифицированных тел, найденных в Дейр-эль-Бахри. Вскоре умер и сам Мерикара, и Ментухотеп вновь объединил страну, впервые со времен Шестой династии.
        При Ментухотепе был введен культ синкретического бога Солнца — Амона-Ра, который был призван консолидировать население Верхнего и Нижнего Египта. Известно, что Ментухотеп возглавлял вторжение в Нубию, контроль над которой был потерян в течение Первого переходного периода.
        Ментухотеп похоронен в погребальном храме в Дейр-эль-Бахри близ Фив.

    Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

    Храм Ментухотепа II — один из самых выдающихся памятников Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление объединить два традиционных типа гробниц: пирамидный комплекс фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов. Основные части храмового комплекса, вытянутые вдоль оси, упирающейся в скалу, таковы:

    • Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.
    • Аллея, ведущая от этой часовни к основному храму. Ее длина составляла 1200 м, ширина — 33 м, с обеих сторон она была обрамлена каменными стенами, обсажена деревьями и украшена статуями фараона.
    • Передний двор, окруженный стеной. Здесь находится вход (Баб эль-Хосан) в царский кенотаф, где за пустым саркофагом была найдена статуя сидящего Ментухотепа, ныне находящаяся в Каирском музее.
    • Пандус, ведущий на храмовую террасу.
    • Нижняя колоннада с двумя рядами колонн, разделенная пандусом на две неравные части. В северной части колоннады было 13 колонн в каждом ряду, в южной части — 10. Колонны представляют собой четырехгранные столбы, на которых высечены имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведущая в колонный зал. Сама стена, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.
    • Верхняя колоннада, окружающая с трех сторон колонный зал, состояла из двух рядов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. На них были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.
    • Первый, самый большой, колонный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, имел в качестве основания поверхность скалы. Колонны этого зала были восьмигранными, установленными на круглых базах. В западной стене зала находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор.
    • Второй двор был обнесен колоннами с трех сторон. Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.
    • За вторым двором располагается второй гипостильный зал, в западной части которого расположено святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, изображающими культовые сцены. В зале находится вход в гробницу Ментухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.
    • Святилище, также вырубленное в скале, имело два продольных ряда колонн, и было сделано по типу мастабы.

    Сочетание старых (пирамида) и новых (открытые наружные колоннады) архитектурных форм делает храм Ментухотепа важным переходным звеном в развитии египетской архитектуры (Naville E. The XIth [eleventh] dynasty temple at Deir el-Bahari. Vol. I–III. London, 1907–1913. Arnold D. Der Tempel des Konigs Mentuhotep von Deir el-Bahari. Bd. I–III. Mainz, 1974–1981. Arnold D. The Temple of Mentuhotep at Deir el-Bahari. New York, 1979).

       Расширилось строительство ирригационных сооружений.Усилился рост городов (остатки города Кахун в р-не Файюма), в застройке которыхпроявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилыхкварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резкоотличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, сколоннами и портиками, галереями, внутренними дворами.

    В изобразительном искусстве усилились тенденции кправдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большуюкомпозиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветоваягамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаютсяизображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц вФивах, 21 в. до н. э.).

    Гробница Саренпута II . XX—XIX вв. до н.э. Фреска. Асуан, Египет

    В эпоху Среднего царства политический центр страны переместился в город Фивы. Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы способствовал развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы. Гробница Саренпута II, номарха, жившего в правление фараона Аменемхета II, вырублена в склоне горы в Асуане. На фотографии изображена роспись одной из внутренних стен гробницы. Хозяин гробницы сидит перед столом подношений, справа — его сын с раскрытым цветком лотоса, символом продолжения рода.

    В скульптурном портрете проявилось болееиндивидуализированное отношение к человеку.

    При сохранении канонов композициификсировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера(портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. дон. э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуознопреодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица,подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.

    Золотая фигурка фараона Аменхотепа III

       Обнаружена в модели саркофага из "сокровищницы".Статуэтка из массивного золота изображает фараона, сидящего на земле. На головепарадный царский шлем, в правой руке символы царской власти: посох и плеть,левая рука лежит на левом колене. На шее низка из разноцветных смальтовых бус,к которой прикреплена золотая плотно сплетенная цепочка.

    Фигурка была завернутав ткань. По-видимому, в маленькой модели саркофага хранились реликвии предковТутанхамона - царя Аменхотепа III и его супруги царицы Тип. Вероятно,Тутанхамон был их внуком.

    Аменемхет III. Среднее царство, XII династия, время правления фараона Аменемхета III, первая четверть второготысячелетия до н.э. Хранится в музее им.Пушкина в Москве

    Серый гранит, высота 29 см.

    Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.

    Эта замечательная статуя блестяще иллюстрирует лучшие черты искусства скульптурного портрета Среднего царства периода его расцвета. Фараон изображен сидящим, с покоящимися на коленях руками. Широкий головной убор - клафт - двумя концами опускается на грудь, а третьим - закрывает спину. Лицо фараона с прямым красивым носом, тонко очерченными сжатыми губами и прищуренными глазами - портретно: распухшие веки и мешки под глазами, сильно подчеркнутые скулы и выдающийся вперед подбородок придают его лицу выражение жестокости и непреклонности.

    Голова сфинкса Сенусерта III. Государственный музей Египетского искусства. Мюнхен.

       В изображениях царей (портреты Аменемхета III и Сенусерта III; оба - 19 в. до н. э., и др.) точно показан возраст; выразительные лица то оживлены улыбкой, то несут следы усталости; скульптор фиксирует глубокие носогубные складки, морщины на лбу, выступающие скулы и плотно сжатые губы.

       В портретах фараонов запечатлен образ прежде всего правителя, а не божества, в отличие от древнейших царских статуй. Изваяния вельмож отличаются «дородностью»: полнота тела олицетворяла процветание. Наряду с условными скульптурными изображениями создавались индивидуализированные статуи, с портретной точностью передававшие черты лица и анатомические особенности тела. Они именовались «статуями согласно жизни». Типизированные скульптуры и «статуи согласно жизни» одного и того же человека могли одновременно находиться в гробницах. В усыпальницы помещали также небольшие раскрашенные деревянные статуэтки, составлявшие группы (композиции «Подсчет стада», «Ткацкая мастерская» и др. из гробницы вельможи Мекетра, 20 в. до н. э.; египетский и нубийский воинские отряды из гробницы Месехти, ок. 2000 г. до н. э.).

    Гробница Мекетра, миниатюрная скульптурная композиция подсчет стада

    Гробница Мекетра: модель мастерской

       Росписи гробниц номархов в Бени-Хасане (сцены сбора плодов, охоты и рыбной ловли из гробницы Хнумхотепа, 20 в. до н. э., и др.) отличает живописность и тонкая наблюдательность в воссоздании живой природы: нильской воды, зарослей папируса, зверей и птиц.

    Роспись гробницы Хети . XX в. до н.э. Фрагмент. Фреска. Бени-Гасан, Египет

    Гробница номарха Хети вырублена в скалах недалеко от современного селения Бени-Гасан. Роспись изображает сцены повседневной жизни.

    Добавил: Tatyana_Art | | Теги: направление, среднего, Эпоха, искусство, Стиль, Египта, Древнего, царства
    Просмотров: 15001 | Рейтинг: 4.2/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Христианское искусство

    Справочники
    Авангардизм.
    Абстракционизм.
    Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии.
    Футуризм. Часть 2 - Футуризм в России.
    Супрематизм.
    Искусство Древнего Египта. Древнее царство.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    Искусство Древнего Египта. Период правления фараона Эхнатона или эпоха Амарны.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художники прошлого

    Реклама
  • Во время посещения Германии вы можете обследовать свое здоровье и полечиться у русскоговорящих врачей. Вся информация на сайте www.doctor-germany.de



  •  
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz