Суббота, 24.06.2017, 19:43
All-Art.do.am!
Все об искусстве
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

Рассылка на E-mail


rss2email

Новое в Библиотеке
Шахматова Е.В. - Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича
Е. Ф. Ковтун - Победа над солнцем - начало супрематизма.
Н.В. Смолянская - Распыление «Черного квадрата» как феномен «возвращения» в искусстве XX века
Л. Кацис - «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе

Величайшие творцы ХХ века:

Друзья сайта
  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Величайшие художники ХХ века

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.


  • Главная » Справочники » Стили и направления в искусстве

    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    12.11.2011, 23:34

    Поздний период (1050—332 гг. до н. э.) в истории Египта отмечен упадком его могущества. В 525 г. до н. э. страна была завоевана персами, в 332 г. до н. э. — Александром Македонским. В искусстве Позднего периода широкое распространение получила мелкая бронзовая пластика с инкрустацией из золота и серебра (бронзовые статуэтки VII в. до н. э.).

     Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды при ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5 м, в ширину 113 м и в толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, проход посередине нового двора был оформлен в виде монументальной колоннады, с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие аналогичные сооружения Карнака, эти памятники не внесли, однако, чего-либо нового в египетскую архитектуру, так же как и царские гробницы рассматриваемого периода. Правившие в Танисе фараоны XXI династии и цари-ливийцы были погребены в Танисе. Найденные там недавно их гробницы представляют собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Материалом для изготовления этих плит и каменных саркофагов египетских царей послужили даже части зданий и отдельных скульптур, воздвигнутых ранее в Танисе, что явно свидетельствует об отсутствии возможности сооружения дорогостоящих усыпальниц.

    Шешонк I (или Шешенк; из Библии он известен как — שׁישׁק = Шишак, Сусаким) — египетский фараон (ок. 945 — 924 до н. э.), основатель XXII (Ливийской) династии из Бубастиса. Полное его имя было — Хеджхеперра Сетепенра Мериамон Шешонк I. Потомок предводителей ливийских наместников, осевших в Нижнем и Среднем Египте (с центром в Великом Гераклеополе), полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати. 

    Шешонк был главнокомандующим египетской армии и визирём при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени машваш (машауаша).

    Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, но известно, что его дядя Осоркон Древний уже занимал египетский трон, будучи законным фараоном XXI династии.

    Вступив на трон, Шешонк немедленно дал престолонаследию своей линии законное основание, которого он сам не имел. Для этого он женил своего сына Осоркона на египетской царевне дочери Псусеннеса II Мааткаре и таким путём приобрёл для него право на престол через жену, а также бесспорное законное право на трон для своего внука. Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний Египет, но вскоре он подчинил себе и весь Верхний Египет.

    Новый фараон был человеком умным и расчётливым и он на один момент даже напомнил Египту былое величие. Он следил за палестинскими делами, породнился с Соломоном и даже подарил ему вновь завоёванный египетскими войсками Гезер. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей - одной из всех жён, насколько нам известно - Соломон построил особый дворец.

    Однако, ища дружбы с Соломоном, Шешонк понимал, что при наличии сильного Иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Соломоном, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи. В Египте нашёл убежище видный беглец из Израиля Иеровоам. Принимал у себя Шешонк и другого врага Соломона, Адера, отпустив его затем вредить Соломону. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.

    После смерти Соломона Шешонк видимо вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Ровоамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Иеровоама, в результате которого от Ровоама отпали 10 северных израильских племен.

    Согласно Библии на 5-ом году правления Ровоама (ок. 925) Шешонк совершил вторжение в Иудею, где разграбил города Иразу, Бет-Хорон, Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем, Бет-Шан, Раббат, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Шешонк ушёл лишь после того, как Ровоам заплатил ему громадный выкуп, отдав ему все сокровища Иерусалимского храма и царского дворца.

    Правил Шешонк 21 год. После похода в Палестину фараон проправил ещё чуть более года и умер в 924. Его гробница в Танисе, обнаруженная в 1938, содержала саркофаг из электры с сохранившейся мумией фараона.

    Совершив вторжение на Иудею, Шешонк решил увековечить его, по примеру древних фараонов начертав о нём на внешней стороне южной стены Карнакского храма. Там сохранилось изображение Шешонка, подводящего к Амону покорённые города: каждый из них представлен именем, заключённым в овал и помещённым на груди связанного еврея. Из 133 имён 23 разрушено; может быть, среди них находился и Иерусалим, которого нет в числе сохранившихся.

    В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: ‘’«Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Аммон-мер-Шешонк (Друг Аммона - Шешонк). Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени»’’.

    Завладев после похода несметными сокровищами, Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, которой страна не помнила уже 200 лет и которая должна была прославить его имя в веках. Он роскошно украсил храмами свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах, в котором построил пилон. Это и был - и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 314 футов, в глубину - 269 футов и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 36 футов, высотой в 150 и с поверхностью в 357 кв. футов.

    Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей. Его сын Иуапет - верховный жрец Амона - послал в Сильсиле экспедицию за камнем для огромного двора и пилона, которым предполагалось дополнить Карнакский храм с запада. На плитах из Карнака упоминаются произведения из Нубии. Возможно, что Шешонк совершил также поход на юг.

        В течение 10-8 веков основными художественными центрами оставались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Храмовые рельефы не дают чего-либо нового. Более своеобразны росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах. Хотя по ограниченности своего содержания эти росписи и рисунки тоже не смогли стать новым этапом в истории египетского искусства, все же они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью.

    Рисунки на папирусах отличаются общим изяществом, росписи - небывалой еще для саркофага яркостью красок и обилием сцен, повторяющих тематику гробничных росписей. Яркость красок была свойственна в то время и саркофагам менее знатных лиц, как это можно видеть на примере деревянного расписного гроба торговца Рама.

    Саркофаг торговца Рама. Эрмитаж

        Художественное ремесло продолжало процветать и в Танисе. Золотые и серебряные царские гробы и великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями, нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются свидетельством неослабевавшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.

            Для скульптуры 10-8 веков также характерно стремление создать внешне нарядный памятник. Особенно отличаются в этом отношении бронзовые статуэтки, начинающие широко распространяться взамен дорогостоящих каменных статуй. Покрытые чеканными узорами и инкрустациями из золота, такие статуэтки достигают иногда высокого качества выполнения.

    "Супруга Амона" Каромама

    Приблизительно 870-825 года до н.э.

    Бронзовая статуя, выложенная серебром и золотом

    Высота 59,5 см; ширина 12,5 см; диаметр 35 см.

        В тот период фараоны, перенесшие свою резиденцию на север, предназначали одну из своих дочерей в "жены Амону". Это делалось для того, чтобы упрочить связи между семьей фараона и обличенными властью жрецами Амона, определяющими религиозный уклад Фив. Как единственная жена бога, она временно была наделена большой властью на территории Фив.

    Один из приближенных Каромамы установил в храме эту статую.

    Это одна из лучших известных нам бронзовых статуй Египта. Благодаря инкрустации из драгоценных металлов, эта статуя выглядит ещё более впечатляющей.

    Роскошный костюм украшен двумя большими золотыми вставками, из чистого золота сделано великолепное ожерелье. На спину ниспадает тяжелая застежка этого ожерелья с надписью "Каромаме, возлюбленной Моута"

    Стела Таперет

    Приблизительно 900-800 года до н.э. Расписанное дерево. Высота 31 см; ширина 29 см

        В начале первого тысячелетия до н.э. большие каменные надгробия постепенно сменялись маленькими надгробиями из дерева. На этих деревянных стелах умершего изображали уже не за поминальной трапезой, как раньше, а преклоненным перед могущественными богами потустороннего мира. Со стороны Осириса изображены различные воплощения бога солнца. На одной стороне надгробия умершая знатная женщина Таперет изображена обращающейся с молитвой к Ра-Хорахти (воплощающему полуденное солнце), а на другой - к Атуму (представляющему заходящее солнце). В этих композициях присутствуют два различных символа вселенной. На одной стороне это - небо, протянувшееся в виде арки, сообщающееся с черной полосой - землей через геральдические растения южного и северного Египта. На другой стороне вселенную символизирует богиня неба Нут. По её телу перемещается солнце, которое она каждым вечером глотает и рожает каждое утро. Новшеством на этом ярком надгробии также являются лилии, символизирующие животворящий солнечный свет.

    Скульптурная группа фараона Осоркона

    Время правления Осоркона II, приблизительно 889-866 года до н.э.(22-ая династия).

    Золото, ляпис-лазурь, стекло. Высота 9 см; ширина 6,6 см

    Здесь семья Осириса изображена очень необычно. Сам бог Осирис водружен на постамент. Слева и справа от него стоят его жена Исида и сын Хор с головой сокола, они простерли руки над Осирисом, как бы защищая его.

        Во время правления эфиопской династии (712-663 гг. до н. э.) в художественной жизни Фив вновь наблюдается некоторое оживление. Временное укрепление хозяйства страны позволило новым фараонам, стремившимся показать себя законными владыками Египта, возобновить строительство в Карнаке, чему способствовало и то, что культ Амона давно уже был государственным культом Нубии. Положение столицы, вновь приобретенное Фивами, увеличило деятельность художественных мастерских. До нас дошли статуи фараона Тахарки и эфиопских царевен. Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими особенностями.

    Тахарка (Таракос у Манефона) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.

    Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским, Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки. Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки.

    Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил браком на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.

    Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в апату, где и умер.

    Гранитный сфинкс Тахарки. Британский музей.

    Политика Тахарки, большей частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покорённых им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия.

    Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили владения его до Геркулесовых столпов (в частности, в трудах Страбона), до Фракии и даже Индии (Мегасфен).

    Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, которая была больше даже построенной при фараоне XIX династии Сети I, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатхор и Беса, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика.

    Статуэтка фараона Тахарки. Эрмитаж.

    До нас дошли статуи фараона Тахарки и эфиопских царевен.

    Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими особенностями.

    Прекрасными образцами подобных скульптур являются статуэтки эфиопской царицы в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве  и фараона Тахарки в Эрмитаже

    Статуэтка эфиопской царицы. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

    Изображение Беса в храме Хатхор в Дендере.

    Статуя Хатхор в Луксорском музее

    Аллея сфинксов в Карнаке.

    Реалистический портрет приобретает еще большую глубину на статуях частных лиц, как это видно по статуе Монтуэмхета, градоначальника города Фив при Тахарке, с характерной углубленной проработкой всего лица, передающей и морщины щек и тяжелые припухшие веки пожилого человека.

    Статуя Монтуэмхета. Деталь.

    Монтуэмхет жил в тяжелое для Египта время. При нем произошло завоевание страны Ассирией и, в частности, разгром Фив, когда из великолепной столицы Египта в Ассирию были увезены не только драгоценности, богатые одежды и мебель, но и скульптуры и даже обелиски и множество египтян было уведено в рабство. Монтуэмхету пришлось производить посильное восстановление основных храмов, откуда, по его словам, исчезли даже украшенные золотом двери. Не удивительно, что именно в эти годы Египет, и так уже давно управляющийся иноземными царями, подвергся разорению от еще более сильного врага. Такие люди, как Монтуэмхет, вспоминая былое величие своей страны, обращались к временам, казавшимся им верхом этого величия, — к правлению строителей пирамид. В этом свете понятно, почему рельефы гробницы Монтуэмхета в Фивах воспроизводят рельефы мастаба Древнего царства.

    Стремление идеализировать далекое прошлое своей родины еще усилилось в последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством.

    Саисский период в истории Египта (663-525 гг. до н.э.) был временем нового относительного расцвета. Благодаря объединению страны явилась возможность упорядочить оросительную систему. Саисские фараоны уделяли большое внимание увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество египетских изделий вывозилось за пределы страны и создало Египту ту славу, о которой говорит К. Маркс, указывающий, что "Египет и для других писателей, современников Платона, напр. Исократа, был образцом промышленной страны, он сохраняет это свое значение даже в глазах греков времен Римской империи".

    Птолеме́й I Соте́р (др.-греч. Πτολεμαίος Σωτήρ — «Птолемей Спаситель») (367 до н. э. — 283 до н. э.), эллинистический правитель Египта (323 до н. э. — 283 до н. э.), основатель династии Птолемеев. Титул царя принял в 305 до н. э. (Иногда его именуют также «фараоном», что неправильно).

    Будучи проницательным и осмотрительным, к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывной войны, он создал крепкое и развитое государство. Его щедрость и благодушие привлекали наёмных греческих и македонских воинов на службу. Он внимательно относился к нуждам египтян. Будучи страстным поклонником литературы, он основал великую Александрийскую библиотеку, славившую Александрию во всем античном мире.

    Он посвятил походам Александра Великого свою собственную книгу, отличавшуюся откровенностью и трезвостью повествования. Сама книга не дошла до наших времен, но она была основным источником информации для трудов Арриана из Никомедии.

    В 285 до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей от Береники I, который правил под именем Птолемея II; его старший сын, Птолемей Керавн, с чьей матерью Эвридикой I, дочерью Антипатра, он развёлся, бежал к Лисимаху.

    Птолемей I Сотер умер в 283 до н. э. в возрасте 84 лет.

    Бюст Птолемея Сотера в одеянии древнеегипетского фараона. Британский музей, Лондон.

    Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, причем и форма их соответственно различна. Гробницы крупнейших фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, в числе которых были и колонные залы.

    Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, причем иногда эти стены были украшены таким же способом, как и стены зданий Древнего царства.

    Это было одним из проявлений того общего стремления к воспроизведению образцов древнего искусства, которое становится отличительной чертой памятников саисского времени.

    Эта архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживается и в литературе и в религии этого периода и была вызвана причинами политического характера.

    Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид.

    Этому в известной степени способствовало и то, что центр политической жизни оказался на севере.

    Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами.

    В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы.

    Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве.

    Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.

    Тело Исиды. 3-1 века до н.э.,  диоритовая статуэтка  высота 63 см.

    В период правления Птолемея в Египте пытались бороться с греческими заимствованиями в искусстве.

    Тело богини установлено в традиционном фронтальном положении, облачено в просторное одеяние греческого фасона, в то же время это в этом изображении соблюдена любимая египтянами симметрия.

    Исиду в этом изображении можно узнать по узлу, завязанном на платье на груди.

    Коробочка с ячейками

    3 век до н.э.

    Египетский фаянс (кремневая посуда, покрытая стеклянной глазурью)

    Высота 5 см; ширина 12 см, диаметр 11, 6 см

    Благодаря греческому влиянию в египетской керамике удачно сочетаются традиционная египетская техника и характерные греческие узоры и формы. Выпуклый узор выделяется более ярким синим цветом и покрыт более толстым слоем глазури. Самым важным центром ремесел был Мемфис.

    Однако саисское искусство не было простой копией прошлого. Достаточно сравнить, например, женские статуи Древнего царства и саисского времени, чтобы в этом наглядно убедиться. У статуи саисского мастера, несмотря на общую идеализацию и холодную изысканность образа, тело мягко, линии плавно переходят одна в другую, мускулы в ряде случаев прекрасно проработаны, обработка поверхности доведена до совершенства; чувствуется, что за скульптором стоят поколения мастеров, продумавших и освоивших передачу человеческого тела в камне. Наоборот, статуя Древнего царства, с ее тугими мускулами и резкими линиями, является произведением, стоящим в начале сложного пути египетского скульптора, в ней ощущается победа мастера над камнем, скульптор удовлетворен воспроизведением того основного и главного, что им только что осознано и выполнено, и еще не задумывается над возможностью углубления художественного образа.

    К сожалению, отсутствие достаточного количества документированных памятников не позволяет восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии.

    Тем не менее мы можем выделить группу произведений официального искусства - статуи царей и ряд статуй  знати и жречества, идеализирующие и холодные, с условной улыбкой на невыразительных лицах и стандартной трактовкой тел.

    К этой группе памятников примыкают и многочисленные бронзовые статуэтки божеств, таким же, как и у каменных скульптур, высоким качеством отделки, украшенные инкрустациями из золота или электра.

    В то же время имеются памятники совершенно иного плана, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа.

    Продолжало развиваться художественное ремесло, причем необходимо отметить появление нового типа фаянса - очень твердого и насквозь окрашенного.

    Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало своих возможностей.

        Архитектура Египта периода Позднего Царства (11 в.– 332 г. до н.э.) представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние крупные дополнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профиле. 

    Стремление идеализировать далекое прошлое своей родины еще усилилось в последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством.

    Псамметих I (или Псамтик I, полное имя Уахибра Псамметих I) — фараон Древнего Египта (ок. 664 — 610 до н. э.), первый фараон XXVI Саисской династии. Сын номарха Нехо. Совместно с отцом выступал сначала против Ассирии, а затем на стороне Ассирии против Танутамона. После гибели отца в сражении с кушитами, Псамметих бежал в Ассирию и помогал Ашшурбанапалу выгнать из Египта Танутамона. Имя Псамметих, видимо, своим происхождением обязано эфиопскому языку и означает - "Сын Солнца".

    Воспользовавшись с затруднениями, которая испытывала Ассирия в середине VII в до н. э., Псамметих I объявил себя независимым правителем, приблизительно на 4 году правления (ок. 660). У нас нет каких-либо сведений, на основании которых мы могли бы судить, каким образом произошло отпадение Египта от Ассирии.

     Геродот в своём повествовании назвал виновником возвеличивания Псамметиха I верховного жреца Птаха. По Геродоту, после освобождения страны от эфиопов двенадцать правителей Египта собрались для жертвоприношений в храме Птаха (называемого Гефестом в труде Геродота) в Мемфисе, однако верховный жрец по ошибке выдал одиннадцать (на одну меньше) золотых чаш для возлияний, и Псамметих находчиво употребил вместо чаши свой бронзовый шлем. Однако Псамметих не учёл ранее объявленного пророчества оракула о том, что совершивший возлияние из медной чаши получит власть над всем Египтом. Соответственно, остальные правители усмотрели в поступке их конкурента попытку узурпации верховной власти. Однако, допросив Псамметиха, они пришли к выводу, что его действия были спонтанны и неумышленны, и постановили для него мягкую меру наказания - лишили большинства владений, оставив ему незначительную прибрежную полоску земли.

    Лишённый своих владений Псамметих чувствовал себя несправедливо наказанным и обратился к оракулу Уаджет ( в труде Геродота названа Латоной) в Буто и получил следующий ответ. Богиня обещала Псамматиху победу над его соперниками и ассирийцами, если он примет к себе на службу «медных людей с моря». Встретив потерпевших кораблекрушение облачённых в медные доспехи греческих гоплитов (возможно, ионийских и карийских разбойников, занимавшихся морским разбоем), фараон решил, что это и есть предсказанные оракулом «медные люди с моря». Действительно, в армии фараонов Позднего царства служило большое количество греческих наемников. Но причиной тому была колонизация греками Средиземноморья, которая сделала из Греции главный центр мировой цивилизации.

    При Псамметихе была достигнута значительная централизация страны, что позволило преодолеть могущество самостоятельных местных правителей, раздиравших страну.

        Как уже говорилось, в борьбе за объединение страны Псамметих опирался на карийских и ионийских наёмников и в дальнейшем он больше жаловал греческих наемников, чем коренных египтян, что вызвало недовольство последних. Из повествования о Псамметихе стало известно, что до 240 тысяч египетских воинов ушли в Нубию после того, как им не предоставили смены после их трехлетней пограничной службы. Если отбросить совершенно фантастическое число перебежчиков и фольклорное предание о мольбах фараона, обращённых к ним, то обнаруживается реальный фон истории, изложенной Геродотом, – усиление противоречий между традиционной военной элитой ливийского происхождения и недавно обосновавшимися в Египте грекоязычными наёмниками.

        Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории, из которых особенно крупной был порт Навкратис. Авторитет Псамметиха в греческом мире был настолько велик, что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье. Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями с Саисским Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника, который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом.

        Намереваясь восстановить утерянное величие Египта, Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему национальному духу египетского народа. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались. Стараниями жречества, поддерживавшего Псамметиха и его преемников, из религиозной традиции Позднего царства вычёркивались позднейшие наслоения. Естественно, из пантеона были исключены все чужеземные божества, в основном семитского происхождения. Таким образом, Сет, который, несмотря на присущую ему коварность и подлость, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и заменяет Апопа в качестве главного негативного героя египетской мифологии. С другой стороны, культы Исиды, Баст и обожествлённого Имхотепа достигли наибольшего распространения, а храмы Дельты (Саиса, Буто, Бубастиса и Атрибиса) стали богатейшими в стране, оттеснив на второй план храмы древних Ра, Амона и Птаха. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства. А их мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса, а также Абидоса были отреставрированы.

     Развернувшееся строительство было сосредоточено отныне преимущественно в новой столице, Саисе, где был, по-видимому, заново сооружен большой храм главной богини Саиса — Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. К сожалению, эти постройки не сохранились, и мы знаем о них лишь по рассказам Геродота. Он сообщает об «обширном и замечательном дворце» в Саисе, о гробницах фараонов в саисском храме, в том числе о гробнице Априя, которая представляла собой «обширную каменную залу, обставленную колоннами в виде пальм», о том, как фараон Яхмес построил в Саисе «достойный удивления портик, далеко превзошедший портики всех строителей высотою и обширностью, величиною и достоинством камней. Потом поставил он колоссы и длиннейших мужских сфинксов». О грандиозных масштабах и высоком качестве убранства саисского храма богини Нейт свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита, высотой около 25 м и весом 300 тонн с великолепно отполированной поверхностью.

    Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, причем и форма их соответственно различна. Гробницы крупнейших фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, в числе которых были и колонные залы. Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, причем иногда эти стены были украшены таким же способом, как и стены зданий Древнего царства. Это было одним из проявлений того общего стремления к воспроизведению образцов древнего искусства, которое становится отличительной чертой памятников саисского времени. Эта архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживается и в литературе и в религии этого периода и была вызвана причинами политического характера. Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид. Этому в известной степени способствовало и то, что центр политической жизни оказался на севере. Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами. В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы. Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.

    Древнейшие египетские пирамиды. Саккара.

        Саккара — село в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира, где находится древнейший некрополь столицы Древнего Царства — Мемфиса.

    Название его происходит от имени бога мертвых — Сокара.

        Протяжённость мемфисского некрополя с севера на юг — семь километров; ширина 1500—500 м.

    Всего царских пирамид — одиннадцать, большей частью 6-й династии, среди них выделяются погребения фараонов Тети, Пепи I и Пепи II.

    Центральное сооружение — ступенчатая пирамида Джосера, фараона 3-й династии, хотя царские захоронения производились здесь ещё во времена 2-й династии, а первые мастабы относятся к периоду 1-й династии.

    Гробницы фараонов эфиопов находились в столице Нубии, Напате, и имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличавшихся от египетских более крутым профилем.

    Храм Амона. Непат.

    Руины этого города были впервые описаны европейскими исследователями в 1820 году. При последующих исследованиях были обнаружены руины 13 храмов и 3 дворцов. Самый большой храм - храм Амона и по сей день считается священным среди местного населения.

    Город находился ниже четвертого порога Нила.

    Сегодня некоторые постройки в Напата входят в Список всемирного наследия Африки.

    Развалины этого древнего города расположены у подножия священной для древних египтян скалы Джебель-Баркал - места, где жил сам бог Амон и где был выстроен в честь этого бога большой храм.

        Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.), в недолгий период борьбы Египта за независимость (5 в. до н.э.) египетские художники создали еще ряд прекрасных памятников, продолжавших оба направления саисского искусства.

    Голова жреца

    Лучшим образцом реалистического портрета этого времени является известная голова жреца из зеленого камня

    После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 году до н.э.

    Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением македонской династии Птолемеев, находит силы для нового расцвета искусств и создает такие памятники, как храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, Филах.

    Храм Хора в Эдфу

    Эдфу (Идфу, древнеегип. Бехдет или Джеба, др.-греч. Ἀπόλλωνος πόλις μεγάλη) — город на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора. Столица II нома Верхнего Египта, культовый центр бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном. При Птолемеях в честь этого бога здесь был построен грандиозный храм, который ныне является одним из наиболее сохранившихся египетских храмовых сооружений. Имея 137 метров в длину, 79 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров, он считается вторым по размерам храмом после Карнака.

    Храм Хнума. Эсна.

    Эсна (Эсне, вар. Исна, древнеегип. Иунит (Ίwnyt) или Та-Сенит (T3-Snit), др.-греч. Λατόπολις) — город на западном берегу Нила в 54 км к югу от Луксор

    Добавил: Tatyana_Art | | Теги: направление, Стиль, Египта, период, Древнего, искусство, поздний
    Просмотров: 7845 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Христианское искусство

    Справочники
    Авангардизм.
    Абстракционизм.
    Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии.
    Футуризм. Часть 2 - Футуризм в России.
    Супрематизм.
    Искусство Древнего Египта. Древнее царство.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Среднего царства.
    Искусство Древнего Египта. Эпоха Нового царства.
    Искусство Древнего Египта. Поздний период.
    Искусство Древнего Египта. Период правления фараона Эхнатона или эпоха Амарны.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художники прошлого

    Реклама
  • Во время посещения Германии вы можете обследовать свое здоровье и полечиться у русскоговорящих врачей. Вся информация на сайте www.doctor-germany.de



  •  
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz