Форма входа |
|
|
Меню сайта |
|
|
Рассылка на E-mail |
|
|
Новое в Библиотеке |
|
|
Величайшие творцы ХХ века: |
|
|
|
В категории объявлений: 18 Показано объявлений: 1-18 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Футуризм в России. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. |
Футуризм (от лат. futurum - будущее), одно из наиболее влиятельных направлений авангардизма, особенно популярное в Италии и России. Термин был изобретен писателем и поэтом Ф. Т. Маринетти (1909). С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др. |
Сюрреализм (фр. surréalisme — букв. "сверхреализм"). Направление в литературе и искусстве, но также — и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. Сюрреализм опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков Сюрреализма близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «Сюрреализм», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека ), представителя «метафизической живописи» Дж. де Кирико. |
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизма. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. Супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или "супремовидным"). |
Эпоха Солютре (35—25 тысячелетия до н.э.). Солютре́йская культу́ра — археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). |
Эпоха Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.). К эпохе Ориньяк относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы.Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. |
Эпоха Мустье (конец среднего палеолита или 80-40 тысячелетия до н. э.), мустьерская культура, мустьерская эпоха — наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит». Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к Ю. от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо. |
Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25—8 тысячелетия до н.э.). Мадленская культура (культура Мадлен) — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. |
Древнекаменный век, или палеолит — самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. Палеолитическое искусство в Западной Европе представлено главным образом наскальными рисунками. В середине 19 в. считалось, что наиболее древними являются древне египетское и кельтское искусство, поэтому даже не предполагалось, что существуют еще более, древние формы, которые были на столь высоком уровне, что оставались недостижимыми для гтелгдуюшпх поколений в течение многих тысячелетий. Трудно было поверить, что более двух десятков тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Наскальные гравюры, рисунки, различные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не столь «дремучими», как о них думали раньше. |
Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда, а позднее — и специальные инструменты, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью. Но почему же у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их? Ответов на этот вопрос существует множество. Вероятно, одной из причин возникновения первобытного искусства стала необходимость передачи информации. Древнейшие изображения имели также магическую функцию, выполняя роль фетишей и тотемов (знаков племени). |
Главной покровительницей материнства и владычицей неба в Древнем Египте была богиня Мут. При описании этой богини египетские легенды часто используют такие эпитеты, как «царица неба», «матерь богов», «богиня-мать», царица богинь» и др. Согласно египетской мифологии, первородный океан (Нун) обладал двумя воплощениями – мужским и женским. Последнее носило название Наунет и нередко связывалось с Мут. Постепенно приходит традиция поклоняться богине как творцу. В некоторых источниках говорится, что изначально Мут представала как женская копия Нун. В период ... |
В эпоху Среднего царства центром страны стал г. Фивы. Возросла самостоятельность номов (областей), что вызвало расцвет местных художественных школ. Пирамиды утратили грандиозность. Правители областей - номархи - теперь строили гробницы не у подножия царских пирамид, а в своих владениях. Появилась новая форма царского захоронения - скальная (высеченная в толще скалы) усыпальница, вход в которую обычно оформлялся портиком с двумя или четырьмя колоннами... |
Ок. 1700 г. до н. э. Египет пережил вторжение азиатских племен - гиксосов (егип. чужеземные правители). Время их 150-летнего владычества было периодом упадка. Изгнание гиксосов из страны в нач. 16 в. до н. э. ознаменовало начало эпохи Нового царства, во время которой Египет достиг небывалого могущества. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности... |
Поздний период (1050—332 гг. до н. э.) в истории Египта отмечен упадком его могущества. В 525 г. до н. э. страна была завоевана персами, в 332 г. до н. э. — Александром Македонским. В искусстве Позднего периода широкое распространение получила мелкая бронзовая пластика с инкрустацией из золота и серебра (бронзовые статуэтки VII в. до н. э.). Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников... |
Период правления фараона Эхнатона (т. н. эпоха Амарны; 1365-48 гг. до н. э.). Царствование Аменхотепа III было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось ... |
ИСКУССТВО ДРEВНЕГО ЕГИПТА, искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо-Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды: Древнее царство (31-22 вв. до н. э.), Среднее царство (21-16 вв. до н. э.), Новое царство (16-11 вв. до н. э.); Поздний период (11 в. до н. э. - 6 в. н. э.). Особый период составляет время правления фараона Эхнатона (т. н. эпоха Амарны; 1365-48 гг. до н. э.). |
АВАНГАРДИЗМ (от франц. avantgarde - передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчеркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма. |
АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstractiо - отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма - полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура - на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами. |
|