Загадочность и мистическая таинственность знаменитого «Черного квадрата» К. Малевича давно привлекает исследователей и толкователей творчества художника. Однако в основном мы имеем дело с более или менее убедительными, но все же гадательными интерпретациями. Между тем, нам представляется, что существует возможность осознать смысл авангардного жеста Малевича 1914—1915 годов, исходя из специфического контекста, в котором оказалось творчество художника в еврейском Витебске. В уновисовский период, поставивший знаменитую работу художника в новый постапокалиптический контекст. Обратим внимание на надписи под «логотипом» Листка УНОВИСа № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях. Носите черный квадрат как знак мировой экономии. Чертите в ваших мастерских красный квадрат как знак мировой революции искусств».
|
Новое тысячелетие еще не открыло свои горизонты. Пытаясь понять, каково оно, искусство будущего, мы не перестаем оглядываться назад, в век двадцатый. Вопрос «Что нам останется от XX века?» стал основной темой конференции, состоявшейся в 2002 г. в парижском Центре Помпиду. Выступавший на конференции бельгийский теоретик Тьерри де Дюв переформулировал вопрос: «Что нам остается от авангарда?» Действительно, два года спустя после начала третьего тысячелетия еще трудно подводить итоги веку прошедшему, но зато яснее наше отношение к веку предыдущему, девятнадцатому. По мнению автора, возвращение на протяжении всего двадцатого века к теме авангарда напоминает схему давней распри между старым и современным, где современное -«moderne» - изначально обозначало античную культуру. Каждый раз современность не взывает к новому, а указывает на образец того, к чему следует стремиться. Такой «новой античностью», или «новой классикой», становится для современности авангардное искусство.
|
В начале XX века совершилась настоящая революция в представлениях об искусстве и критериях художественной ценности. Мир раздвинул свои границы и начал осознавать свое единство. Прямая линия, которая вела от античности к Ренессансу и европейскому искусству XIX столетия, утратила свою исключительность.
Европоцентристская концепция культуры обнаружила свою узость и неполноту. Перед художниками впервые открылись как несомненные ценности великие культуры Африки, Азии, Америки — искусство Византии и Персии, Китая и Японии, ацтеков и инков. Все, что ранее числилось по ведомству этнографии, раскрыло теперь свои художественные достоинства.
|
Пространство «Чёрного квадрата» гипнотизирует, завораживает, и ты вдруг ощущаешь, что оно втягивает тебя, и вот ты уже летишь в кромешной тьме к неведомым мирам... Это произведение Каземира Малевича является некой вселенской тайной, формулой времени и пространства, аналогичной изысканиям Велимира Хлебникова этого же периода. Почему вдруг простая геометрическая форма оказалась для современников столь привлекательной? Какую загадку загадал нам художник? «Чёрный квадрат» — одно из самых мистических произведений Серебряного века. Попытаемся ответить на этот вопрос, исходя из эзотерических учений Востока, получивших в Европе на рубеже XIX—XX веков широкое распространение.
| |